среда, 27 августа 2008 г.

Ремонт: подсветка

Подсветку я делал исходя из соображений, взятых чисто с потолка:

- шнуры дуралайт, которые продаются у меня на рынке: и дороги (30 грн/метр), и светятся как-то тускло;
- неон: и дорого, и потребляет мощности, и с моим мелким чадом, которое любит свет туда-сюда включать, долго не прожил бы
- светодиоды: светят точками (видел картинку на форуме домашних мастеров), много возни, зато экономный вариант

Так что я остановился на светодиодах; из примерного расчета - 1 диод каждые 10 см - получалось, что мне на моих ~ 4 метра * ~ 3 метра надо 140 диодов.

Диоды я купил с большим углом, белые, вот такие:

Светодиод характеризуется двумя электрическими параметрами - потребляемым током и падением напряжения, их надо узнать при покупке для того, чтобы правильно подключить с электрической точки зрения.

Для питания подсветки из деталей, найденных в кладовке, сначала сделал блок питания; понадобился:
- трансформатор, преобразующий 220 в 16 вольт
- диодный мостик, преобразующий переменный ток в постоянный
- стабилизатор напряжения, мой выдерживал ток в 1 А
- электролитический конденсатор, сглаживающий пульсации напряжения

В итоге у меня получился блок питания, выдающий (кажется... сделал и тут же забыл) 12 вольт, до 1 ампера:

Мостик, конденсатор и стабилизатор распаяны на небольшой плате, стабилизатор требует радиатора для охлаждения, поэтому я отрезал небольшой (5 см) кусок направляющего профиля, к нему прикрутил стабилизатор, всю плату спрятал внутрь профиля (заизолировав конечно все, что стоило изолировать), трансформатор и эту "коробочку" спрятал внутри короба

Мои диоды потребляли ток 20 милиампер (или 0,02 А), а питания требовали кажется 3 вольта; поэтому я решил разбить их на группы по 4 диода, 140 / 4 = 35 групп, каждая группа как раз питалась бы 12 вольтами и потребляла 20 мА, вся "елка" потребляла бы 35 * 0,02 = 0,7 А; позже методом научного тыка я решил добавить в каждую группу резистор (на 100 Ом - потом что их было много), чтобы ограничить яркость, получилась такая вот примерно схема:

! Нельзя для экономии делать такую схему:


Электрическая часть самая простая, сложнее было придумать и сделать саму конструкцию; идею предложила жена: после установки раздвижной двери в кладовку осталась секция пластиковая; по идее сначала хотели использовать доску пластиковую, осталась после общивки потолка, но вовремя попался на глаза этот кусок; от этой пластиковой доски отрезал куски шириной в неск. сантиметров (между ребрами жесткости как раз), длина доски 2 метра, так что помещалось 5 групп диодов, которые я клеил пистолетом с горячим клеем:


Просто и удобно, одно "НО" только - если при пайке перегреть деталь, клей разжижается и диоды отрываются

Долго искал на рынке провод для пайки групп, пока не осенило использовать проводники из сетевого провода (провода, который для локальной сети) - внутри 8 жил отличного медного жесткого провода:



Каждую группу подключал параллельно к проводу с обратной стороны планки, провод и места спайки закреплял скотчем:

Неожиданной проблемой оказалось размещение подсветки внутри короба: если просто положить ее на дно, то на потолке получалась очень резкая тень от края короба, которая исчезала по мере поднятия планки со светодиодами вверх. Поэтому пришлось придумать крепление планок со светодиодами повыше - вот так:

Это - мой короб в разрезе; из направляющего профиля я нарезал кусочков шириной в неск. сантиметров, согнул их в виде буквы "Г" и поклеил пистолетом на оптимально подобранной высоте внутри короба, потом еще поигрался с углом, чтобы свет падал больше внутрь короба

Получилось как получилось, вроде ничего; точек на потолке от источников света удалось избежать, или из-за частого (каждые 10 см) размещения, или (скорее всего) потому, что диоды с большим углом; с включенной подсветкой в комнате достаточно светло (можно читать при желании), правда свет бледноват, но против синих светодиодов жена (да и я) были категорически против, а с теплым свечением не было (бывают ли вообще в природе?)

По деньгам получилось терпимо: дешевле дуралайта и неона, на диоды потратил 200 грн, на кабели ок. 20, блок питания из старого хлама... Потребляемая можность - меньше 10 ватт, можно сутками не выключать (только зачем)

Комментариев нет:

Отправить комментарий