понедельник, 13 июля 2009 г.

Настройка домашнего интернета (1)

Как только я начинаю гуглить что-то про настройку убунты, я тут же вижу, что это очень модно, писать рецепты для нее; я тоже хочу быть модным, поэтому тоже буду писать рецепты для убунту :)
На самом деле я просто собираюсь как-нибудь проапгрейдить свое домашнее хозяйство, а тут оказия потренироваться - так я и модно продвинусь, и руку набью
В общем - как установить Ubuntu и научить ее раздавать интернет в локальную сеть

Я уже хвалился, что у меня для интернета выделен и исправно трудится старенький компьютер, детали на который в свое время мне (или добрым людям, отдавших их мне) просто жалко было выкинуть: сначала это был Celeron-700, с 384 мб памяти и 80 Гб винтом, потом процессор немного улучшился с оказией на Athlon 2000.

Для слабого компьютера и выбиралась в свое время операционка, не помню уже по какой причине, но ею стала Ubuntu.. наверное потому, что когда-то в офисе болтались бесплатные диски с десктопной версией, 7.04 кажется, и один из этих дисков у меня нашелся в нужный момент, так что изначально у меня была десктопная версия 7.04, у которой позже я отключил gui - он мне был не нужен, и тормозной сильно уж был (видео в материнке было встроенное - читай "фуфловое") - и которая как-то со временем (я даже не помню как) проапгрейдилась до 8.04

Когда недавно в одном "дружественном" мне офисе (который платит деньги за то, что у них все работает) обострились проблемы с интернетом, я решил, что им тоже надо поставить убунту - заодно и потренировался в установке серверного варианта последней на сегодня версии - 9.04

Итак, Т.З.: есть компьютер не особой свежести, звезд с неба не хватает, но работает; есть "хороший" интернет ("хороший" = не диалап), т.е. есть смысл его раздавать в сеть из нескольких компьютеров); надо, чтобы
  • пользователи сети (секретарша в офисе или жена дома) не задумывались о том, откуда берется интернет, а просто им пользовались
  • злые хацкеры не знали, что у нас есть интернет и не делали нам разные гадости
  • если у компьютера большой жесткий диск, то пусть на этом компьютере хранятся файлы - видео, семейные фото - да мало ли
  • видео в наше время может качатся из инета из пиринговых сетей - пусть этот компьютер и качает его, раз он все время (теоретически) включен - для рейтинга на торрент-трекерах хорошо
  • ну додумается по ходу дела..
(!) При раздаче интернета в локальную сеть мы имеем фактически огромную сеть ТАМ, где-то во внешнем мире, и небольшую (возможно всего 2 компьютера) сеть ЗДЕСЬ, у нас в офисе или квартире; поэтому в компьютере, который будет рулить обменом между этими сетями, должно быть 2 (две) сетевые карты - одна будет подключена во внешний мир, другая - в нашу домашнюю/офисную сеть.. Учитывая, что сейчас практич. любая материнская плата имеет встроенную сетевую карту, докупить еще одну, самую простую - не очень разорительно.. А лучше всего - купить две одинаковые сетевые карты на проверенном чипе (Realtek 8139 кажется работает везде и всюду.. я ее специально покупал в свое время, чтобы заработала сеть в Хакинтоше)

Начинается все с загрузки с сайта ubuntu.com образа подходящего дистрибутива, для моих целей нужен сервер; качаем, прожигаем на болванку и в зависимости от типа материнской платы как-то загружаемся с этой болванки; если образ не битый и записан без проблем, то начнется установка

Начнется она с выбора языка; при всей любви к великому и могучему я обычно стараюсь обходится английским, исключается ряд проблем, связанных с локализацией и недопониманием в связи с этим:

После выбора языка видим стартовое меню, интересует самый первый пункт - Install Ubuntu Server

Выбрали, начинается установка с вопросов про язык установки, страну пребывания, раскладку клавиатуры - все это я обычно оставляю по умолчанию.
Дальше начинается автоматическое определение сетевых карт; хорошо бы, чтобы при этом сетевая, которая смотрит в интернет, могла его увидеть - т.е. adsl-модем был включен или шнурок от провайдера был воткнут.. хотя все можно настроить и вручную позже:

Скриншот сделан в виртуалке, поэтому и такие названия сетевых карт..
После того, как сетевые карты настроены, надо сказать - как будет называться наша машина и указать временную зону (не знаю, правильно ли - я просто выбираю Central)


Дальше надо разбить жесткий диск; систему можно поставить на пустой жесткий диск, а можно поставить и параллельно существующей операционке (хотя смысл не вижу); в любом случае на жестком диске должно быть немного свободного места: немного - ну например у меня для системы отведено 5 гигабайт и его хватает:

Здесь опять же виден диск, созданный виртуальной машиной; в "реальной жизни" его тип и буквы будут другими

Если диск пустой - выбираем его "целиком" и создаем новые разделы, иначе выбираем свободное место и начинаем его делить: сам не придумал, а прочитал где-то, что есть смысл в 3-х разделах: в "/" живет собственно система, мне хватает для него 5 гигабайт; еще один раздел, размером от 1 до 2 размеров оперативной памяти, нужен для "файла подкачки" наверное?.. для /swap в общем.
Ну и данные пользователей хорошо бы хранить на отдельном разделе (размер которого конечно ограничивает только запросы этих самых пользователей и размер дисков) - тогда систему можно переустановить, не потеряв эти самые данные пользователей..
В любом случае - выбираем нераспределенное место, указываем размер, выбираем тип:







Точно так же добавить swap и /home  разделы, только тип раздела стоит указывать не primary, а logical (иначе у кого-то там могут возникнуть проблемы с загрузкой - сам не придумал, где-то прочитал):

Для создания swap в Use as: выбрать "swap area"


Остаток места выделить под /user (инсталлятор уже все предугадал и настроил, надо только с ним согласится):

Когда все место "поделено" - применяем изменения

Идет инсталляция, даже на виртуальной машине это занимает совсем немного времени...


Затем создается новый пользователь, надо ввести полное имя пользователя, логин, 2 раза пароль (установка предупредит, если пароль "слабый"), дальше можно включить шифрование каталога с пользовательскими данными.

Перед подключением к инету инсталлятор запрашивает адрес прокси-сервера, после чего настраивает apt-get, затем предлагает настроить автоматическое обновление системы

Дальше можно сразу установить разные сервисы, хотя я ничего пока не устанавливал (потому что тогда - может быть - будут не очень понятны различные рецепты из интернета по установке/настройке различных служб)

В самом конце устанавливается и настраивается grub, если есть другие операционки, то они будут доступны в меню загрузки.

Все, инсталлятор предлагает вынуть диск из лотка и первый раз перезагрузится

Комментариев нет:

Отправить комментарий